Очень полезно проводить инвентаризацию и составлять соответствующую справку перед сдачей бухгалтерской отчетности в налоговую службу. Акты сверок Очень часто между компаниями подписываются акты сверок взаимных расчетов. Они имеют определенную форму и должны быть заверены установленными лицами сторон. Это важно, так как гражданское законодательство в кодексах и подзаконных актах устанавливает, что такой документ может быть признан в качестве признания сторонами своих долгов, если на нем стоят подписи тех, кто имеет право их ставить. Таким обычно является руководитель юридического лица, потому что такое право ему предоставлено законодателем. На счет подписи главного бухгалтера мнения неоднозначны. Однако суды сводят свою позицию в большей степени к тому, что полномочие такого сотрудника должно быть прописано в доверенности или официально оформленной должностной инструкции.
Стоит обратить особое внимание на подписанта, так как внешние пользователи обязательно истребуют документ наделения сотрудника данными полномочиями. Наиболее весомой и юридически сильной будет справка за подписью исполнительного органа, главного бухгалтера, финансового директора.
Проведение проверки долгов Анализ, оценка, обработка задолженностей учреждения является основополагающим действием при формировании периодической бухгалтерской, налоговой отчетности.
Свою задолженность, конечно, дебиторы могут погасить, но случается и так, что какие-то суммы остаются и взыскать ее уже не получается. В этом случае задолженность списывают. Списать с баланса задолженность можно в следующих случаях:
В первом случае все, как правило, понятно, а вот со вторым возникают вопросы. В каких именно случаях долги признаются нереальными к взысканию.
Справка о сумме задолженностей имеет большое значение в хозяйственной деятельности предприятия. Форма позволяет оценить потенциальные риски, финансовое положение, рентабельность расходования денежных средств, общую ликвидность организации. Периодические проверки правильности, полноты ведения учета кредиторки и дебиторки способствуют своевременному внесению необходимых исправлений, доведению регистров до достоверности.
Рассмотрим подробнее, какие реквизиты рекомендуется заполнять на бланке:
Справка составляется по установленной форме Форма может содержать информацию о выпущенных облигациях, векселях, адресате предоставления данных и др.
Бухгалтерский учет списания дебиторской задолженности Списывают дебиторскую задолженность за счет резерва по сомнительным долгам. Такая операция сопровождается следующей проводкой: Д63 К 62 (76) – списана задолженность за счет резерва по сомнительным долгам. Использовать такой резерв можно лишь в пределах его размеров.
То есть, если расходы по списанию дебиторской задолженности выше этого резерва, то разница должна отражаться в прочих расходах. При списании разницы проводка будет следующей: Д91.2 К62(76) – списание дебиторки, не покрытой резервом. Если дебиторская задолженности списывается, то это не означает, что она аннулирована. Списанный долг будет отражаться на 007 забалансовом счете «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» на протяжении 5 лет. Такая операция будет отражаться проводкой: Д007 – отражена списанная дебиторка.
Например, для составления финансового бюджета аналитику требуется информация об исковых сроках по существующим долгам. Сведения необходимы для планирования потенциально возможных доходов и расходов. Дополнительно такой формуляр может быть полезен для руководителя организации при проведении общей оценки ликвидности производства, доходности предпринимательской деятельности.
Справка используется при проведении инвентаризации расчетов для составления периодической отчетности, проверки достоверности данных бухгалтерских счетов. Менеджеры, финансисты, экономисты, в чьи служебные обязанности входит контроль взаиморасчетов, проверяют полноту, корректность учета, вносят необходимые исправления. Бланк по первому типу составляется, обрабатывается исключительно внутри структурного подразделения юрлица, его непосредственных сотрудников.
Важно знать, что формы двусторонней проверки обязательств не являются обязательными для учреждений, носят рекомендательный характер по составлению. Исключение составляют акты сверки по обязательствам перед бюджетом и внебюджетными фондами, расчетными банками (РБ). В проверке участвуют все регистры БУ с задолженностями. Наиболее часто анализу на соответствие подвергаются сч. 60, 62, 63, 67, 68, 69, 70, 71, 73, 75, 76. Дополнительно пользователю информации потребуются сведения по действующим контрактам, первичным документам на поставку ТМЦ, оказание услуг, платежным поручениям и квитанциям к каждому обязательству, так как они позволят с максимальной точностью определить срок исковой давности (ст.196 ГК РФ), выявить просроченные долги.
При осуществлении мероприятий контроля могут быть истребованы сведения по забалансовому счету учета списанной дебиторки, чтобы оценить вероятность улучшения финансового положения объекта проверки. Назначение и форма акта сверки Документ представляет собой систематизированную информацию о состоянии взаиморасчетов участников сделки по итогам определенного периода с расшифровкой по оборотам. На бланке отражаются все существующие хозяйственные операции в рамках контракта: реализация, оплата, взаимозачеты, списания и пр.
Чаще всего форма выглядит как табличный документ с обособленной частью для внесения данных для каждой из сторон. Далеко не всегда информация полностью соответствует, возможны расхождения. Периодическое проведение сверки позволяет сторонам оптимизировать учет, своевременно устранять вероятные ошибки, неточности.
Комментарии